«Мидель-шпангоут» № 12бис А
Эскадренные броненосцы типа «Пересвет»
Эскадренные броненосцы «Пересвет», «Победа», «Ослябя», построенные в Санкт-Петербурге в начале XX века, предназначались для действий как в европейских водах, так и на Дальнем Востоке, как в составе эскадр, так и в отдельном крейсерстве. Противоречивые требования к проекту предопределили достоинства и недостатки этих кораблей. Они имели большие, чем у предшествовавших броненосцев типа «Полтава», дальность плавания, скорость и мореходность, но более слабое артиллерийское вооружение и бронирование. Оказавшись во время Русско-японской войны в одной эскадре с броненосцами «Цесаревич», «Ретвизан» и типа «Полтава», «Пересвет» и «Победа» не имели возможности реализовать свои основные преимущества, но, несмотря на повреждения, выдержали испытание в сражении 28 июля 1904 года в Желтом море. «Ослябе» не повезло — вошедший в состав 2-й эскадры флота Тихого океана броненосец стал первой жертвой Цусимского сражения 14 мая 1905 года. В истории проектирования, постройки и службы «пересветов» отразилась целая эпоха отечественного флота.
Броненосцы «Пересвет» и «Ослябя» унаследовали имена паровых фрегатов Балтийского флота, названных в честь героев Куликовской битвы 1380 года1. Бояре Александр Пересвет и Родион Ослябя приняли постриг в Троице-Сергиевом монастыре и по наказу отца Сергия сопровождали великого князя Дмитрия на Куликово поле. Пересвет начал битву поединком с татарским богатырем Темир-мурзой Челебеем, в котором оба погибли. Ослябя пал, защищая князя.
По традиции головным в серии считался корабль, закладываемый на казенной верфи, поэтому сначала новые «облегченные» броненосцы именовались кораблями типа «Ослябя». Однако длительная задержка его ввода в строй привела к тому, что корабли стали именовать по первому вступившему в строй — «Пересвету».