Содержание
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
П.В. ПАНТЕЛЕЕВ — «Оборона должна иметь активный характер». Манёвренная оборона Российской Императорской армии в кампании 1915 года на Восточном фронте Первой мировой войны
Статья посвящена развитию и ведению активной и манёвренной обороны русской армии в кампании 1915 года Первой мировой войны. На основе сопоставления положений Полевого устава 1912 года и реальных действий в кампании 1915 года проводится анализ ведения обороны при осуществлении отхода войск на последовательные рубежи обороны. Раскрываются причины отхода войск, неудач и поражений. С приведением архивных документов показан, порядок действий в сложившейся обстановке в соответствии с указаниями Верховного главнокомандующего командующим 10, 12, 1, 2, 4, 6 и 13-й армиями по улучшению способов ведения боевых действий, организации обороны. Отмечены изменения показателей активной и манёвренной обороны. По мере накопления опыта на примере приказа главнокомандующего армиями Северо-Западного фронта показана необходимость внесения последующих корректив с учётом вероятного характера действий противника. Приводятся исторические примеры действий частей и соединений 4, 5, 9-й армий, рассматриваются некоторые вопросы организации взаимодействия и управления. Сформулированы выводы по целям, порядку построения и ведения активной и манёвренной обороны.
А.Д. ФЕДЕЧКИН — «Крейсеры без опоры на значительную эскадру решительного влияния на ход войны иметь не будут». Крейсеры как средство нарушения коммуникаций противника во взглядах отечественных военно-морских специалистов конца XIX — начала ХХ века
История проектирования и строительства отечественных океанских крейсеров — «истребителей торговли» в течение последних десятилетий неоднократно привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей, осветивших в своих работах широкий спектр вопросов по данной тематике. Однако большинство авторов рассматривали концепцию создания подобных боевых единиц лишь на протяжении 1870-х — первой половины 1890-х годов, в то время как эволюция взглядов представителей русского Морского министерства относительно путей совершенствования таких кораблей в конце XIX — начале ХХ столетия осталась одной из малоизученных областей. Между тем указанный период по праву считается одним из значимых этапов в развитии класса крейсеров, в связи с чем высказывавшиеся в то время идеи об их предназначении и общих конструктивных чертах представляют немалый интерес с точки зрения истории отечественного кораблестроения и военно-морского искусства.
ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
В статье рассмотрен вопрос о месте и роли военно-исторической науки в деятельности Михаила Васильевича Фрунзе. Отмечены яркие факты из биографии этого выдающегося полководца, военного администратора и теоретика, характеризующие его отношение к исторической мысли вообще и к военно-историческому знанию в особенности. Приведены свидетельства современников Фрунзе, отражающие его военно-исторические интересы, методы работы с литературой и источниками, содержащие примеры успешного практического применения Михаилом Васильевичем исторических знаний. Особое внимание уделено оценкам Фрунзе военной истории как неисчерпаемой информационно-интеллектуальной базы, содержащей богатейший опыт человечества в сфере вооружённой борьбы и военно-политической работы.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.
А.А. ИСТОМИН — «Особое внимание прикрытию железнодорожного моста через реку Волга…». Противовоздушная оборона стратегических объектов Ярославской области в годы Великой Отечественной войны.
В статье на основе документов из фондов федеральных и региональных государственных (Центральный архив Министерства обороны РФ, Государственный архив Ярославской обл.) архивов, а также специальных изданий рассказывается о строительстве железнодорожного моста через Волгу в Ярославле и его обороне в годы Великой Отечественной войны. Сданный в эксплуатацию в 1913 году, мост соединил восточные регионы страны с западными и северными. В условиях начавшихся военных действий он сыграл важную роль в переброске большого количества материальных и людских ресурсов как в районы глубокого тыла, так и обратно на фронт. Силы противовоздушной обороны Калининского бригадного, а позднее Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО и 80-й дивизии ПВО в течение всей войны не допустили ни одного прямого попадания авиабомб противника в его конструкции. После Победы мост был подвергнут серьёзной реконструкции с прокладкой второго железнодорожного пути. В дальнейшем были заменены его старые пролётные строения.
В.А. БОНДАРЕВ — «…В числе шагающих были почти все руководящие работники района». Народное ополчение на сельской территории Дона (июль 1941 — январь 1942 г.)
В статье на основе документов из архивов Ростовской области исследуется один из недостаточно освещённых в научной литературе аспектов добровольческого движения в СССР в годы Великой Отечественной войны, касающийся формирования отрядов народного ополчения в сельских районах страны. Указываются субъективные и объективные факторы, препятствовавшие реализации этого процесса, среди которых отмечаются особенности устройства и функционирования партийно-советского бюрократического аппарата, обязательные мобилизационные мероприятия, специфика расселения и жизнедеятельности аграриев, состояние инфраструктуры деревни. Вместе с тем приводятся примеры высокой ответственности и патриотизма как рядовых граждан, так и представителей власти, в немалой степени способствовавших подъёму морального духа населения. Отдельное внимание уделяется казачьим кавалерийским ополченским формированиям Дона, внесшим весомый вклад в отражение гитлеровской агрессии.
А также:
ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.
ЗАБЫТОЕ ИМЯ
НА РУБЕЖАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. СУЖДЕНИЯ. ВЕРСИИ
РУССКОЕ ВОЕННОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ